схема проезда

Каталог товаров
Стойки, банковская мебель
Офисная мебель
Мебель из массива
Мягкая мебель
Шторы


Разработка дизайна интерьера - фотогалерея
Ремонт мебели и реставрация
Пошив штор, покрывал, скатертей
Отправить заявку


Контакты
 



info@mego-design.ru

схема проезда





Главная » Новости » Текстильный дизайн

Текстильный дизайн

Как человек смотрит на мир своими глазами, так и его жилище взирает на эту суетную жизнь своими окнами. И, как глаза человека, окна тоже требуют заботы и достойного оформления. Этим занимаются дизайнеры по текстилю. Наталья Прокопьева, ведущий дизайнер, из их числа. Об особенностях текстильного дизайна - наш разговор.

Что такое текстильный дизайн, как давно он существует в России и насколько востребован?

Все, что касается декорирования при помощи ткани, - это текстильный дизайн в интерьере. Сюда входит работа со шторами, которые состоят из традиционных частей - самих штор, тюля, ламбрекена. Также это могут быть покрывала, подушки, обивка мебели и чехлы для нее. В последнее время я плотно занялась постерами из ткани. После какой-то работы остаются, допустим, кусочки ткани, из которой мы делали шторы. Я их собираю, компоную, можно добавить сюда природных материалов - веточек, листочков, и получаются картины, которые, за счет своего сочетания со шторами, очень хорошо вписываются в интерьер. Шторы - дизайн и пошив

Мне кажется, что как таковой, текстильный дизайн раньше был нам известен, в основном, по театральным декорациям, создаваемым художниками. Когда жизнь в нашем отечестве поменялась, люди начали уделять своим жилищам больше внимания, более грамотно стали подходить к созданию интерьера, неотъемлемой частью которого со временем стало правильно и красиво выполненное окно.

Существует ли у этого дизайна своя специфика?

Да, и в первую очередь это касается стиля. Когда ты попадешь в определенный интерьер и уже начинаешь конкретно думать о проекте, самое главное - определить, что в данном помещении является доминантой. Это может быть люстра, стены, ковер или даже какой-то необычный стеклянный столик. И только после этого происходит разговор о шторах, чем они будут в этом интерьере: иногда они могут быть главными, иногда - второстепенными, а порой нужно, чтобы они чуть ли не слились со стенами.

Немаловажным является и изучение психологии заказчика, его отношения к определенному цвету и группе цветов. Как подсказывает мой опыт, отдельно взятый цвет каждый из нас видит по-разному, нет двух людей, которые один и тот же цвет видят одинаково. И не только видят, но и воспринимают каждый по-своему. Я стараюсь понять такие нюансы. Случается, что иногда вокруг одного окна ходишь не один час и даже не один день, требуется время, чтобы понять интерьер, связать его с \"характером\" окна и не вызвать противоречий с желанием заказчика. Ведь как иногда бывает: человек увидел где-то - у знакомых, на выставке или в журнале - вариант оформления окна, и очень ему захотелось иметь дома именно такой. Но когда я вижу, что подобный вариант просто не может существовать в этом интерьере по самым разным причинам - начиная с технических моментов и заканчивая пониманием того, что здесь требуется совсем другой дизайн, - мне приходится долго убеждать человека, что выбранный им вариант оформления окна может просто убить гармонию данного интерьера.

Подобный процесс убеждения является одной из составляющей Вашей работы?

Да, причем трудной ее частью. Заказчик не всегда является специалистом и дизайнером, но мы должны помочь и ни в коем случае не навязывать каких-то идей. Дизайнер видит, что получится из его работы в конечном итоге. А заказчик не может и не обязан этого видеть, ему трудно понять, что, допустим, зеленого цвета в его комнате - уже переизбыток. Поэтому дизайнер обязан убедить своего клиента в том, что та или иная идея может здесь существовать или не может.

В моей практике был один случай, когда заказчица весьма твердо заявила, что нужно сделать только так, как она считает нужным, и никак иначе. Ее напору я вынуждена была подчиниться. А когда шторы были повешены, и ей не понравилось, женщина сказала мне, что я - дизайнер и была обязана ее переубедить. И она была права, убеждать людей - это часть моей работы.

Работа дизайнера подразумевает постоянный полет фантазии. Как рождаются идеи?

Случается, что идеи возникают из каких-то странных ситуаций. Можно просто пойти гулять в лес, увидеть что-то, и это тебя натолкнет на интересную мысль. На самом деле, непонятно, откуда появляются идеи, это такой странный и непредсказуемый процесс. Мне кажется, что надо просто уметь видеть все необычное и интересное, и из этого извлекать полезные и гениальные мысли.

Среди Ваших работ есть особо Вами любимая, Ваша гордость?

Есть! Это детская, в которой ламбрекен на окне выполнен в виде паруса. Лично для меня это своего рода ноу-хау. Это был удивительный случай в моей практике. Меня пригласили в новый коттедж и сказали, что мне полностью доверяют: делай, что хочешь! От такого предложения фантазия заработала, что называется, на полную катушку. Что ни говори, какие-то желания заказчика могут сдерживать творчество, а когда ты получаешь полную свободу выбора, это позволяет сотворить просто уникальные вещи.

С какими тканями Вы работаете?

Я работаю с совершенно разными и по фактуре, и по рисунку тканями. Каждый год появляются не только новые дизайны, но и даже новые виды тканей. Это очень бурный процесс, и его надо обязательно отслеживать. Я постоянно работаю со своими коллекциями тканей, удаляю старые образцы, вношу новые. Есть классические дизайны, которые были и будут всегда, - это какие-то гладкие ткани, ткани с классическим рисунком. Вообще, классика в текстильном дизайне подразумевает свой особый, устоявшийся подход. Используются сваги, джаботы, галстуки, очень часто на классическом окне можно увидеть в качестве элемента отделки шнуры, кисти и бахрому. Ну и конечно, цвета в классике более спокойные. Большое количество вариантов ламбрекенов рождается с использованием бандо - специальной жесткой основы, которая может быть использована в различных стилевых решениях.

Новые же дизайны появляются постоянно, причем с такой быстротой, что раньше даже трудно было представить, что мир тканей может так динамично меняться. И если пару лет назад люди были не готовы к каким-то серьезным авангардным решениям, то сейчас подобные эксперименты воспринимаются достаточно спокойно и даже с интересом. В настоящее время выделился стиль минимализм. Его характерная черта - отсутствие сложных конструкций, все внимание отдается используемым материалам, будь то штора или карниз. Здесь важно все: цвет, фактура, рисунок ткани, материал, из которого изготовлен карниз и его детали. Очень четко нужно выдержать все в строгом соответствии с интерьером. Но классика, конечно, остается и будет всегда.

Что модно на данный момент?

Сейчас на пике тафта и органза. Очень интересна позиция деворе. Это совершенно особый материал: не тюль и не штора, а нечто среднее. В процессе производства из ткани удаляются фрагменты фона или рисунка, остается рисунок плюс просветы. Получается как бы соединение ткани и тюля в одном полотне. Состав может быть разный: хлопок с полиэстером, лен с полиэстером и многое другое. Я пыталась объединить деворе с другой тканью, но получилось совсем неинтересно. Мне очень нравится этот материал, это интерьерная ткань, и если делаешь целиком квартиру, то обязательно при оформлении какого-нибудь окна используешь деворе.

А у Вас есть любимый материал?

Мне бы хотелось видеть натуральные материалы - хлопок, лен. Сейчас это направление приживается, люди потихоньку начинают понимать эти ткани. Надеюсь на то, что в дальнейшем у тканей из натуральных волокон появятся больше поклонников.

Откуда, в основном, берутся ткани, с которыми Вы работаете?

Основная группа тканей, с которыми я работаю, производится в Испании. Что мне в них нравится больше всего, так это сочетание цены и качества. Например, на подобную продукцию такого же качества, изготовленную в другой стране, цена может быть значительно выше. Также нравятся материалы из Бельгии, Голландии, Франции и Италии.

Со своей коллекцией тканей я выезжаю на объект. Когда мы определяемся, с какими тканями будем работать, то просто заказываем их, а потом шьем. Шьет моя художественная мастерская, в которой я являюсь одновременно и директором, и ведущим дизайнером. Мне кажется, что в текстильном дизайне надо работать только тем людям, которые любят ткань и трепетно относятся к ней. У меня работают как раз такие мастера. \" нас есть даже такая услуга, как роспись по натуральному шелку - это уникально и безумно красиво. Потрясающе смотрится в современных интерьерах, когда шторы задают тон всему пространству. Получаются картины на окне.

Одно из дополнений к таким картинам - карнизы. Они тоже важны при оформлении окна?

Еще как. Если я встречаюсь с заказчиком до того момента, как он вообще начал задумываться о шторах, одно из первых, о чем я стараюсь его предупредить, чтобы он не торопился покупать карниз. Дело в том, что если мы захотим установить какую-нибудь модель, а карниз уже будет стоять, и при этом совершенно неподходящий карниз, может получиться банальное несовпадение карниза и модели штор.

Условно все карнизы я делю на две группы. Существуют скрытые системы, которые драпируются тканью, и их совершенно не видно. А есть декоративные карнизы, это те, которые открыты человеческому глазу. И именно с ними надо очень четко совмещать ткань. Были такие случаи, когда заказывался очень оригинальный карниз, который нес на себе всю декоративную нагрузку, а ткань в этой модели была просто продолжением разговора. Бывает, что карниз мы минимизируем, не обращаем на него внимания. Здесь главное - добиться гармоничного соответствия.

Помимо штор Вы занимаетесь еще и покрывалами.

Да, и это тоже достаточно интересная область, в которой можно много чего изобрести. Как правило, за редким исключением, если ты занимаешься декорированием спальни, то всегда делаешь шторы и покрывала. Такое созвучие выглядит очень красиво и гармонично. Кровать - большое локальное пятно в спальне, и шторы тоже большое локальное пятно, поэтому спорить они не должны никоим образом.

В этой работе тоже существует много специфичных моментов. Например, различные виды стежки. Стежка служит для того, чтобы соединять используемые слои ткани: верхний слой, синтепон и подкладку. Существует несколько видов стежки. Бывает агрегатная, когда работа выполняется на достаточно широком агрегате с большим количеством игл. Есть стежка, которая выполняется на обычных машинах, есть стежка ручная, когда весь процесс выполняется руками человека. Это, конечно, уже более дорогостоящая и трудоемкая процедура.

Существует совершенно разная конфигурация рисунков, которыми покрывается полотно, и здесь уже начинаешь соображать, какой вид стежки подойдет. Ни в коем случае нельзя убить рисунок на ткани! Например, если мы пройдемся по нему не той стежкой, мы его просто разобьем: и рисунок будет сам по себе, и стежка сама по себе.

Какие ткани используются для покрывал?

Традиционный вариант, когда на покрывала идет тот же материал, что и на шторы. Еще можно работать с тканями-компаньонами. Тон задает общий стиль: идея, которая закладывается в шторы, передается и покрывалу.

Условно говоря, если идет какая-нибудь сборка или драпировка на ламбрекене, логичнее, что по бокам покрывала пройдет ручная складка или оборка. Если в интерьере преобладает современный стиль, где все минимализировано, то, скорее всего, на кровати будет покрывало пледового типа, без всяких оборок.

В спальне - покрывала, а что можно сделать в гостиной?

Можно сделать своеобразную одежду для мебели - чехлы. Чехол может полностью повторять все контуры мебели, а может достаточно вольно на ней присутствовать: подворачиваться, завязываться узлами или выступать карманами.

На сегодняшний день существует интересное направление - эластичные ткани для мебели, мебельная лайкра. Очень жаль, что мало фирм в Москве приобретают эту мебельную лайкру. Ведь, продавая комплект мебели, мебельщики могли бы продавать сразу и комплект чехлов на эту мебель. Этот чехол можно снять, постирать и обратно натянуть на мебель - все очень удобно.

Каким образом Вы находите своих клиентов?

Скажем так, многие клиенты \"передают\" меня \"с рук на руки\". Я стараюсь максимально выложиться на каждом объекте, сделать все очень хорошо. Во-первых, человеку делаешь приятное, а во-вторых, создаешь себе репутацию.

Много раз бывало, что ко мне обращались друзья или знакомые моих клиентов, которые услышали лестные отзывы о моей работе. Или, случалось, когда люди, у которых я работала, по прошествию нескольких лет меняли жилье. И они уже знали, что могут обратиться ко мне, и все будет сделано качественно и хорошо.

Приглашают, как правило, на новые квартиры?

Почему, не только. Очень часто бывает, что люди отремонтировали свою квартиру, сделали новый интерьер, естественно, им захотелось новые шторы. И потом, в числе моих клиентов значатся не только физические лица. Это может быть детский сад - такой заказчик у меня тоже был. А сейчас, например, я работаю над окнами в двух офисах. Наметилась такая тенденция: многие солидные фирмы стали отходить от варианта жалюзи в офисе. Дорогие офисы подразумевают дорогую мебель, декор, а жалюзи не всегда могут служить достойным дополнением к ним. Один из моих последних клиентов сказал, что хотелось бы более теплой атмосферы в офисе, чего никак нельзя добиться с помощью жалюзи.

Было, что работала в актовом зале школы. Здесь труднее в материальном плане: школа не имеет достаточно денег, поэтому стараешься предложить одновременно простую и оригинальную идею.

С кем в партнерстве Вы работаете?

Самый интересный вариант - работа с архитекторами и дизайнерами, которые занимаются интерьерами. Они знают проект, цветовую гамму и материалы, понимают, что должно получиться. Я начинаю видеть все их глазами. Стараюсь понять идеи, заложенные в данном проекте, ведь необходимо добиться того, чтобы моя работа и работа дизайнера стали единым целым. В конечном итоге, главное - получить достойный результат.

В последнее время пытаюсь наладить сотрудничество с отечественными производителями мягкой мебели. На последней мебельной выставке в \"Экспоцентре\" я разговаривала с представителями фабрик. Начну немного издалека. На сегодняшний день существует очень много тканей декоративных, о которых нельзя сказать, что они только для мебели или только для штор. Они подходят и для первого, и для второго. Допустим, при производстве мягкой мебели выбирается ткань из определенной коллекции. Работая с этой же коллекцией, используя ткани-компаньоны, можно очень интересно оформить окно. Получается комплектность. Есть люди, которые моей идей заинтересовались, мы уже договорились о встрече. Это российские фирмы.

Вы стараетесь принять участие во всех крупных выставках?

Да, по мере возможности и времени. Это неотъемлемая часть моей работы, я получаю информацию, завязываю полезные знакомства. Иногда получаю предложения оформить стенд на выставке, это очень интересное направление.

Здесь есть возможность максимального творческого выражения. Порой новые находки, родившиеся при оформлении стенда, находят свое воплощение в работе для конкретного заказчика.

Присутствует ли в Вашей работе конкуренция?

Честно говоря, я стараюсь об этом не думать, и с теми дизайнерами, которые занимаются шторами, поддерживаю дружеские отношения. Они могут мне позвонить и спросить, например, где можно достать ту или иную ткань или кисти. В свою очередь, и я обращаюсь к ним за подобной помощью. Иногда бывают большие проекты, которые нужно выполнить в кратчайшие сроки, а один не управляешься. Тогда можно поделить его с тем человеком, которого знаешь и которому доверяешь. Или, допустим, я знаю дизайнера, работающего с классическим стилем. Ему можно сразу отдать классическую часть проекта и заняться другой стороной работы. Я считаю, что нормально, когда присутствуют такие варианты сотрудничества.

Каковы последние штрихи Вашей работы?

Последний, но от этого не менее важный момент, - это установка готовой модели. При этой работе всегда стараешься присутствовать. Плохой установкой можно испортить всю работу. Иногда заказчик выражает желание вешать шторы самостоятельно, и я никогда не жалею времени на то, чтобы объяснить ему, как это делается. У меня установка никогда не бывает быстрой. Нельзя, например, не так прогладить ткань. Нужно привести все в соответствие с замыслом, правильно закрепить ламбрекен, укрепить мелкие детали, шторные ленты, расправить складки. Поэтому я трачу много времени на эту часть работы.

В целом наша работа необыкновенно интересна, существует много профессиональных тонкостей. Необходимо разбираться в крое, технологии обработки, учитывать, каким образом модель будет существовать на карнизе, чтобы клиенту было удобно ей пользоваться. Плюс, конечно, сам дизайн. Получается, что текстильный дизайн интерьера - это деятельность на стыке ремесла и творчества, где ремесла - процентов 80, а на долю творчества приходится всего 20 %.