схема проезда

Каталог товаров
Стойки, банковская мебель
Офисная мебель
Мебель из массива
Мягкая мебель
Шторы


Разработка дизайна интерьера - фотогалерея
Ремонт мебели и реставрация
Пошив штор, покрывал, скатертей
Отправить заявку


Контакты
 



info@mego-design.ru

схема проезда





Главная » Новости » О российском дизайне

О российском дизайне

Вопрос инвестиций в авторский дизайн.

Дизайн в XXI в. охватил широкие сферы человеческой деятельности...

Тогда почему же практически ни одна мебельная российская компания не включает в свой бюджет статьи затрат на дизайн создаваемых изделий и коллекций? Дело в том, что основным методом инвестирования в дизайн для них является пиратское копирование зарубежных образцов. Это явление уже имеет место быть как минимум 15 лет и уже сегодня создает внутренний рынок конкурентности российским предприятиям.

Есть такая удобная машина времени (отставание моды от Европы на 2-3 года) — садишься в самолет. Через 3 часа ты — в Кёльне. Или в Милане. И все проблемы решены. И дело не только в отсутствие этики при клонировании «протестированных» западом разработок. Дело еще и в том, что на российском рынке это приводит к возникновению однородной товарной массы. А «одинаковость» опасна тем, что мешает развитию. Это тупиковый путь. Конкурирование в ценообразовании далеко не всегда дает положительный эффект (например, немецкую компанию Welle копируют не менее десяти российских производителей). И это только первая часть проблемы. Вторая часть — все больше и больше приближающееся к нам ВТО и, как следствие, цивилизованное ведение бизнеса.

 

Кто они — российские дизайнеры?

Дизайнеров в России готовят в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова и в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии. Оба вуза выпускают по десять человек в год. И из двадцати человек в год работать по профессии остается максимум один-два на всю страну.

В последний год все больше владельцев фабрик и заводов задумываются о сотрудничестве с дизайнерами и обращаются в ВУЗы с просьбой «дать» им специалиста. Правда, редко кто понимает: нанять талантливого молодого дизайнера недостаточно. Скорее всего, через полгода-год он с фабрики сбежит.

Почему? — Дело в том, что дизайнеры и директора не понимают друг друга. Художник пришел на завод со своими оригинальными идеями. Горит желанием творить что-то необычное и принципиально новое. А топ-менеджер или владелец чаще всего озабочен проблемами получения быстрых доходов и минимизацией затрат (в начале 1990-х гг. срок оборачиваемости капитала составлял 1-2 месяца, а уровень прибыли — 100-200 %).

— Какой же выход из этой ситуации? — Создание новой специальности — менеджмент в дизайне. В России подобной специализации пока нет. Во Франции уже есть соответствующее учебное заведение. В данный момент выходом может стать принятие на работу, например, опытного архитектора, дизайнера, активно работающего на рынке, понимающего и ту, и другую сторону. В нашей студии эти функции, помимо работы шеф-дизайнера, выполняю я. В любом случае в будущем должна выделиться самостоятельная профессия и называться она будет арт-директор.

 

Альянс «Дизайн-бюро — Производитель».

У нас к дизайнеру приходят за волшебной палочкой. «Сделайте, говорят, мне что-нибудь этакое»... А еще требуют 100 % гарантии продаваемости. Элемент инфантильной наивности очень характерен для русского человека. Мы, в принципе, к этому готовы: выслушиваем, разговариваем. Подготавливаем сами все необходимые бумаги. Обычно на предварительные переговоры уходят месяцы.

С одной стороны, редко кто из заказчиков до конца осознает, в какие суммы может вылиться создание новой коллекции. Ведь оплата дизайнерской работы — далеко не самая весомая статья расходов. Например, на разработку и создание первых опытных партий и выставочных образцов, в случае активной экспансии на рынок — на PR и рекламную поддержку, на переоснащение выставочных залов, на пополнение оборотных средств, promotion и т. д. и т. п. По нашему опыту, это суммы от 300 тыс. дол. для компаний с оборотом от 6 млн у. е. в год.

С другой стороны, обращаясь с просьбой создать отдельные объекты — табуретку, шкаф или кресло, — заказчик надеется на рост объема продаж. Напрасно! Как правило, такой робкий тактический ход — простое латание дыр.

Еще один аспект: все хотят «отстроиться» от конкурентов. Казалось бы, для этого мы им и нужны. Но в техническое задание практически все вписывают пункт: минимальное влияние на существующие технологические процессы. Иными словами, дизайнера заранее обезоруживают.

Единственный способ избавиться от обезличенности — Стратегический Дизайн. Сюда входит и мониторинг рынка, и изучение тенденций в материалах, технологиях. Рассматриваются всевозможные способы «подачи» на рынок, концепции-бренды. То есть, с одной стороны, компания закладывает основы будущей маркетинговой концепции, с другой — прототип будущих изделий. Не макет, а именно прототип, адаптированный к конкретному производству, с учетом всех возможностей данного клиента — технико-технологических, кадровых, финансовых и т. д.

 

Прогноз: каким будет мебельный рынок России через 5-10 лет?

Ситуация уже начала серьезно меняться. В ближайшие годы должны появляться и развиваться авторские студии мебели. Конечно, создать свою студию нелегко. Все нужно начинать «с нуля», поскольку такой бизнес для России абсолютно новый. Западные специалисты тайны мастерства хранят свято. В лучшем случае организуют для вас экскурсию за большие деньги. Но игра стоит свеч — моральные и материальные выгоды собственного дела очевидны.

Дизайнеры-одиночки тоже займут определенную нишу на рынке. Правда, не очень большую. Они будут проигрывать студиям в конкурентной борьбе. Фрилансеру работать сложнее, чем профессиональной команде. И доверия со стороны крупных заказчиков к одиночкам меньше. К «свободному художнику», скорее, обратится частный клиент, желающий изготовить эксклюзивную мебель для офиса или для дома. На Западе случаи, когда большая фабрика использует идеи специалиста-одиночки, довольно распространены. Правда, подобное касается в основном всемирно известных брендов.

Сегодня в мире явно обозначилось интересное направление: для промышленных компаний дизайн становится, по сути, интегральным понятием. Он включает в себя и модельные ряды, и коллекции, и то, какими эти коллекции будут завтра, и рекламные буклеты, и оформление выставочных залов, и то, как выглядят менеджеры...

Безусловно, имеются перспективы и у отечественного производства мебели. На смену управленческого персонала 1990-х гг. приходят новые, более качественно подготовленные руководители. Да и из старой гвардии многие гендиректоры и топ-менеджеры успешно получают образование и отправляют учиться своих сотрудников.

На выставках в Кёльне и Милане наши соотечественники пока, к сожалению, торгуют не Дизайном, а критерием «цена-качество».

 

Корпусная офисная мебель индивидуально