схема проезда

Каталог товаров
Стойки, банковская мебель
Офисная мебель
Мебель из массива
Мягкая мебель
Шторы


Разработка дизайна интерьера - фотогалерея
Ремонт мебели и реставрация
Пошив штор, покрывал, скатертей
Отправить заявку


Контакты
 



info@mego-design.ru

схема проезда





Главная » Новости » Соразмерность и удобство

Соразмерность и удобство

Среда интерьера, создаваемая человеком, в значительной степени состоит из мебели. Мебельные изделия составляют мир рукотворных вещей. В античной Греции, например, этот мир мыслился не механическим, а органическим по отношению к человеку, ибо отражал естественную симметрию человеческого тела. Предметы несли на себе отпечаток резко выраженного антропоцентризма, что давало возможность понимать мебель ни как что-то внешнее, а как продолжение функций той или иной части человеческого тела. Такое понимание прямо противоположно современному, когда мебель рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку, хотя и сделанное им.

Мебельное изделие должно входить в состав жизненного единства человека, являясь своего рода проекцией его функциональных органов. И это не случайно. Например, мы говорим «стул» и представляем себе человека сидящего, или говорим «ложка» и представляем себе человеческую руку, подносящую эту ложку ко рту. А если бы этот стул или эта ложка были бы размером с железнодорожный вагон или крылышко мотылька?

Таким образом, мебель есть не только проекция частей и функций человеческого тела, но и один из путей к нашему самопознанию. Такое понимание мебели дает новые возможности, как для теоретической, так и для практической работы в данном направлении. Это может быть и творческой лабораторией для дизайнеров. Изготовление мебели на заказ.

Суть мысли, высказанной выше, можно выразить словами античного философа Протагора «Человек — есть мера всех вещей», или как установилось в народной культуре: «Мера всему — человек». Это одна из сторон гуманистической традиции, формировавшейся веками, и нисколько не потерявшей своего значения и по сей день. Когда говорится «мера всему», то, очевидно, имеется в виду не только сама вещь (мебельное изделие), но и материал, из которого она сделана, и пространство, где она будет функционировать. Рассмотрим подробнее эту позицию: что, куда и как проецируется. (Проецирование происходит в процессе дизайна.) Мебельное изделие расширяет область деятельности и чувства человека тем, что оно как бы является продолжением его тела. Однако в этой мысли есть и некое противоречие: как может продолжаться наше тело в том, что по своему существу является неодушевленным. Во всяком случае, как нечто неживое может продолжать живое, — а, следовательно, и входить в состав его жизненного единства.

В России проблеме изучения функциональных возможностей человека при любом виде действия уделяется должное внимание со стороны ученых еще с начала XX в. Изучение физиологии, психологии, гигиены труда и других аспектов жизнедеятельности человека дало возможности выявить важные закономерности двигательных процессов, сформулировать принципы их организации и разработать необходимые методики, исследований. В России наука о функциональных возможностях человека сначала получила название эргология, а затем эргономика и сейчас развивается самостоятельно.

Обратимся теперь к той взаимосвязи, которую обозначили выше, и рассмотрим ее с конца. Понятно, что пространство функционирования мебели — это интерьер. Именно интерьер жилища объединяет в себе многие элементы предметного мира. Именно интерьер жилища есть орудие орудий функционирования человеческого организма. Ле Корбюзье сравнивал интерьер с машиной. В жилище сосредоточен «тот круг предметов, который необходим человеку, который как раз и входит в состав его жизненного единства, что часто называют просто \"хозяйство\"».

Что именно проецируется в жилище? По своему замыслу жилой интерьер, должен предоставлять возможность функционирования человека в быту. И если каждый предмет интерьера  порознь — стул, стол, кровать, полка и т. д. есть отображение функции какой-либо части или всего тела человека с той или другой его стороны, то вся совокупность хозяйства, как одно организованное целое, есть отображение всей совокупности функций органов в их скоординированности с различных сторон. Человеку необходимо, чтобы каждый предмет был не только соразмерен ему, но и занимал удобное положение в пространстве интерьера. Задачи соразмерности и удобства и являются задачами эргономической организации пространства жилища. Они рассматриваются с точки зрения двигательных процессов человеческого тела и его частей.

Вместе с тем существует и эстетическая организация пространства жилого интерьера. И она оценивается с позиций человеческого глаза, которому тоже хочется «удобства», чаще называемого другим словом — комфорт. Поэтому не случайно о каких-либо предметах или пространстве говорят «смотрится» — «не смотрится», т. е., по сути, говорят о проецировании на сетчатке глаза реальных размеров пространства и тех предметов, среди которых находится человек. И если в эргономической организации пространства или предмета успех проецирования обеспечен использованием реальных линейных размеров, то при проецировании в зрительном восприятии, т. е. на сетчатке глаза, все не так однозначно. Это объясняется сложностью устройства, как самого глаза, так и процесса восприятия. Вместе с этим, именно эстетической организации надлежит сохранять верность избранной системе и обеспечивать целостность и стремление к совершенствованию объектов дизайна. Выполнение столь трудно совместимых условий предполагает непрерывный диалог и поиск согласия между объектом, восприятием и сознанием человека.

Внедрение достижений проективной эргономики выражается в установлении стандартов мебельных изделий и пространственной организации, а также в разработке эргономических норм и требований к качеству производимых изделий. Внедрение же достижений в организации зрительного восприятия, точнее говоря эстетической композиции, происходит пока несколько иначе.

Наилучшим средством подобного рода становятся такие выставки дизайна, где демонстрируются образцы интерьеров, скомпонованных из выпускаемых промышленностью предметов; а также единичные изделия, служащие составляющими жилого пространства, проекты и, наконец, рабочее проектирование и реальная компоновка, в которых могли бы участвовать все желающие постичь эти достижения. Представляется, что производители мебели и предметов интерьера заинтересованы в организации чего-то подобного.

 

Дизайн и пошив комплектов штор