схема проезда

Каталог товаров
Стойки, банковская мебель
Офисная мебель
Мебель из массива
Мягкая мебель
Шторы


Разработка дизайна интерьера - фотогалерея
Ремонт мебели и реставрация
Пошив штор, покрывал, скатертей
Отправить заявку


Контакты
 



info@mego-design.ru

схема проезда





Главная » Новости » Cобирателям старинной русской мебели

Cобирателям старинной русской мебели

Старинная русская мебель находится в настоящее время не только в составе музейных коллекций, но и у широкого круга людей. Мебель преимущественно второй половины XVIII и первой половины XIX в. была настолько удобна и красива, что позволяла создать уют как в жилых, так и в дворцовых помещениях. Поэтому вполне понятно увлечение, с которым многие любители ее собирали. Тем более люди, обладающие страстью коллекционера, всегда присматривали себе необычную мебель, например, бюро с цилиндрической крышкой с большим количеством ящиков и хитроумными замками.

Теперь, как и раньше, наблюдается повышенный интерес к собирательству мебели конца XVIII - начала XIX в., т. е. периода расцвета мебельного искусства России, который оставил нам много прекрасных памятников, свидетельствующих о большом художественном вкусе мебельных мастеров.

Следует отметить: в этот период русская мебель изготовлялась преимущественно из красного, тикового или палисандрового дерева, реже — из карельской березы, ореха и дуба.

Увлечение собирательством мебели приводит к ее многочисленным подделкам. К изготовлению подделок привлекаются отличные мастера, хорошие рисовальщики и даже архитекторы, которые готовят чертежи по точным обмерам подлинников. Мастерские, фабрикующие поддельную старинную мебель, превращаясь в целую отрасль, создаются в Петербурге, Москве и других городах России. Подделки в этих мастерских, исполняются с высокой тщательностью. Этой продукцией наполняются антикварные магазины. Оттуда она попадает во внутреннее убранство большинства богатых домов и к любителям старинной мебели.

Антикварная торговля и в наше время является широко распространенным явлением. Кстати, полезно напомнить, что антикварная торговля в широком смысле включает торговлю предметами искусства и промышленности всех времен и народов. Круг многообразен. Сюда входят не только произведения живописи, но и пластические произведения из разного материала: золота, фарфора, стекла, также монеты, медали, резьба по камню, печати, оружие, мебель, часы, эстампы, предметы украшения, музыкальные инструменты, ткани, табакерки, миниатюры и прочее.

Считается, что антикварные аукционы гораздо перспективнее коллекционных, так как предметы старины интересуют многих. В аукционных домах все выставляемые вещи, в том числе и мебель, проходят тщательную экспертизу, описываются в каталогах, а это уже свидетельство того, что они соответствуют указанной атрибуции.

Но можно утверждать, что большая часть старины в руки собирателей, а иногда и в коллекцию музеев поступает от «населения» через антикварные магазины. Очень часто в этих магазинах старинная мебель оказывается почти недоступной из-за высоких цен, но от этого рвение собирателей не уменьшается. Они готовы довольствоваться худшими или сомнительными по происхождению экспонатами.

Спрос на старинную мебель постоянно растет и поэтому подделки — «новоделы» — имеют спрос. В собирательстве мебели надо быть осмотрительным и осторожно относиться ко всяким уверениям антикваров. Ведь в свое время старинную мебель изготовляли не в таком количестве, чтобы удовлетворить повышенный спрос в настоящее время. К тому же, надо заметить, она просто уничтожалась в отдельные периоды XX столетия. Так, например, во время Отечественной войны, да и в послевоенные годы, много ценной мебели пропало.

Как же разобраться в подделке, или «новоделе», и кто занимается этой проблемой?

Ради справедливости необходимо отметить, что в последние десятилетия состав музейных собраний проверяется более тщательно. Из экспозиции выводятся произведения, вызывающие подозрения. Сами подделки, их виды и техники, а также время, причины их появления вызывают интерес не только у музейных специалистов, но и у других знатоков мебельного искусства. Решением сложной задачи по отличию подделки от подлинника в музее занимаются научные сотрудники, хранители фонда мебели, реставраторы. С большим сожалением следует признать, что в имеющейся специальной литературе не отводится достаточного места проблеме фальшивок, не уделяется внимание конкретным рекомендациям по их обнаружению.

При дифференциации «подделка — подлинник» принимается во внимание определение стиля, места и времени производства, а также принадлежность его тому или иному автору. Кроме того, одновременно в этом процессе должны учитываться материалы, из которых выполнена мебель, особенности конструкции, форма, характер декора, техника исполнения, основные способы производства и художественной обработки древесины. Перечисленные факторы связаны между собой, и это следует учитывать. Нельзя довольствоваться рассмотрением одного фактора, ошибочно доверяться одному признаку, так как эта задача многофункциональная.

Как правило, определение подделки начинается с выявления стилистических признаков памятника. Они обнаруживаются при обычной искусствоведческой экспертизе. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, что умелый фальсификатор в своей работе основывается на наиболее характерных особенностях стиля, а с другой — все, что не укладывается в привычную схему, обязательно говорит о фальсификации.

При визуальном осмотре может быть обнаружена искусственность, желание имитировать манеру подлинника. Скованную сухость резного декоративного рисунка можно заметить при сравнении двух разных элементов. Один из них — подлинная деталь, другой — результат позднейшей реставрации. Можно допустить, что реставратор дополнил утраченные детали и не скрывал этого, так как утрата сделана из другого материала. Но в передаче орнамента чувствуется потеря творческой свободы и известная скованность, характерная для большинства копий.

При стилистическом анализе признаком фальсификации может быть и случай «групповых подделок». Он состоит в том, что выявляется целая группа вещей, казалось бы, разного происхождения, однако просматривается рука одного мастера. Например, мастера подделок разбирали несколько подлинных кресел на детали и, соединяя эти детали с новыми, создавали целый гарнитур «старинной мебели». Иногда при подделке шкафа в новые рамки дверец вставляли резные филенки, остальные части резали из старого дерева, из боковых и задних стенок другого разрушившегося шкафа и т. д. Иногда старый остов покрывали новым набором шпона, на который наводили шеллачный лак, специально приготовленный «под старину». Такие работы выполнялись вручную, и выделить подделки, в которых умело соединились старые и новые детали, сложнее. Но при внимательном рассмотрении специалист, несмотря на близкое сходство характерных деталей, обнаружит руку одного мастера.

Собирательство старинной мебели становится все сложнее, потому что у населения осталось очень мало безусловно подлинных образцов, а то что сохранилось в музейных коллекциях во дворцах, почти недоступно для изучения большому кругу людей. Благоприятное время для собирательства ушло в прошлое. Покупать в антикварных магазинах мебель с блестящей новой полировкой и отделкой можно, но найти подлинную вещь, а не искусную подделку, очень сложно.

Для собирательства подлинных вещей лучше приобретать мебель в самом плачевном состоянии. Затем обратиться к хорошему реставратору-краснодеревцу, желательно к музейному реставратору, и, наблюдая за его работой, совместно добиваться конечной цели. Как это делали известные среди коллекционеров братья Ржевские (богатая коллекция мебели Ржевских сейчас экспонируется в Мраморном дворце Государственного Русского музея). Только путем кропотливого труда, соблюдая современные принципы реставрации мебели, из предметов плохой сохранности, можно собрать коллекцию настоящих вещей. Подделка всегда обнаруживается. Через несколько лет под воздействием сезонных изменений температурно-влажностного режима начнет коробиться древесина внутреннего «нового» дерева (например, новая столешница, замаскированная поддельной фанеровкой). Появятся отслоения и трещины фанеровки, рассохнутся новые шиповые соединения, и подделка обнаружится. Это может стать предупреждением собирателям старинной русской мебели.