схема проезда

Каталог товаров
Стойки, банковская мебель
Офисная мебель
Мебель из массива
Мягкая мебель
Шторы


Разработка дизайна интерьера - фотогалерея
Ремонт мебели и реставрация
Пошив штор, покрывал, скатертей
Отправить заявку


Контакты
 



info@mego-design.ru

схема проезда





Главная » Новости » Мебель в стиле барокко

Мебель в стиле барокко

Основные элементы барокко — это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышность и помпезность форм особенно пришлись по вкусу иезуитам, поэтому барокко иногда так и называют «стиль иезуитов». Если ренессанс был стилем раннекапиталистическим, городов-республик, то барокко было призвано служить целям абсолютной монархии, что со временем привело к определенной униформизации многих сторон жизни, вплоть до одежды. Пышные одежды аристократии, парики, букли кринолины и т. д. порождали неестественность поз и движений, вычурность манер. Было что-то театральное в манерах и жизни в целом. Однако отношение к интерьеру в целом в эпоху барокко решительно изменилось. Если в период итальянского Возрождения архитекторы стали более внимательны к отбору предметов и их украшению для частных покоев и обстановка комнат более соответствовала архитектурному стилю, а не потребности человеческого тела в отдыхе (стулья и кресла с высокими прямыми спинками, стоящие в домах эпохи ренессанса, с трудом позволяют вообразить, что в них можно было подолгу сидеть с удобством и расслабившись), то в эпоху барокко интерьер, прежде всего, стал играть чрезвычайно важную роль, указывая одновременно на социальный статус и прочность общественного положения владельца. Изделия стали более функциональными. Границы между архитектурой, живописью и скульптурой были стерты, разнообразными средствами было создано декоративное пространство. Все эти черты архитектуры стали признаком стиля и в мебельном искусстве.

Орнамент барокко отличался разнообразием и выразительностью. Он сохранил мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использовал фигуры полулюдей-полуживотных, «тяжелые» гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко применялся античный мотив акантового листа. В соединении с самыми прихотливыми и неожиданными завитками орнамент из аканта использовался почти всеми видами прикладного искусства.

Декор позднего барокко (вторая половина XVII в.) богат, величествен, но несколько грузен. Орнамент изобиловал волютами, картушами, раковинами, жертвенниками, торшерами, драконами, кариатидами и вазами с цветами.

В наборе мебели происходят некоторые изменения. Прежде всего, вышли из употребления сундуки и лари. Вместо них для хранения одежды стали делать шкафы, а для документов, драгоценностей — кабинеты, иногда кабинеты-бюро.

Характерное отличие итальянских шкафов — криволинеиность их общей конфигурации, в отличие от северофранцузских и немецких, сохранявших при своем пластическом богатстве общие прямоугольные очертания. Причудливо изогнутый, включающий нередко сложную скульптурную композицию, карниз сообщал шкафу необычно сложный силуэт. Сама поверхность шкафа, особенно филенок, в верхней части повторяющих линии карниза, обильно орнаментирована. Шкафам, предназначавшимся для расположения в углу помещения, придавали все же граненую форму.

Увлечение кабинетами выразилось в большом разнообразии их форм и размеров. Кабинеты делали и настольными, и напольными, снабжая их ножками, и миниатюрными, вроде шкатулок. Появились кабинеты-секретеры с откидывающейся доской для письма. Пример такого рода — кабинет венецианской работы, или, вернее, секретер. Характерным барочным признаком можно считать трактовку всей верхней его части в форме сандрика, завершенного изящной вазой.

Знаменитые кабинеты изготавливались в столице герцогства Тосканского, во Флоренции. Их корпус, хотя и построенный из прямолинейных форм, очень сложен. Несмотря на обилие чисто барочных деталей, которые трудно охватить одним взглядом, здесь явно прослеживаются некоторые черты классицизма, прежде всего, ясно выраженная тектоника.

Флорентийским кабинетам были свойственны ювелирная тонкость, богатство и разнообразие элементов в украшении плоскостей. Изображения птиц и букетов цветов выкладывались из тонких срезов камней. Эта техника до сих пор сохраняет название «флорентийской мозаики». Кроме того, для отделки поверхностей применяли черное дерево, слоновую кость, перламутр, фаянс; получило распространение золочение бронзовых деталей.

\"МебельРазвитие форм мебели для сидения шло в этот период одновременно в двух направлениях: приумножение пластического богатства и вместе с тем создание удобств для человека. У кресла обязательны мягкое сиденье, спинка с отвалом, удобные подлокотники. Примечательны не только сложность форм (они еще подчинялись ритму вертикалей и горизонталей), но и их многообразие. В любом направлении формы как бы перетекают одна в другую.

Характерны для барокко и венецианские кресла, наиболее сложные, никак не члененные. Трудно определить, из скольких элементов, по-разному направленных и по-разному сочлененных друг с другом, состоят передние ножки или подлокотники. Нет ни одного симметричного элемента, с артистизмом скомпонована, обитая гобеленом, мягкая спинка в богатом обрамлении резьбы.

Несравненно проще, сдержанней — нидерландские кресла. Они почти целиком повторяли форму, знакомую по периоду ренессанса. Вообще, в стиле барокко было создано множество вариантов кресел.\"Кресло

Фламандское кресло. Высокая спинка, изогнутые локотники, точеные ножки и проножки типичны для британских и европейских континентальных кресел этого времени. Мягкое сиденье обито тканью, опоры в виде сплющенного шара — позднего происхождения (реставрация). Кресла с такими опорами довольно редки.

Кресло 1660г. с высокой плетеной спинкой, которая обеспечивала дополнительный комфорт сидящему. Плетения из тростника появились в Европе в середине XVII в. Задние ножки цельные, массивные. Изогнутые локотники — один из наиболее популярных типов локотников XVII в. В данном случае они декорированы в японском стиле — европейской имитации восточного лакового покрытия. Царги имеют фигурный абрис. Передние ножки — ранний тип ножек — кабриоль, развитие которых началось с конца XVII в. Этот тип был впоследствии очень популярен.

Форма столов раннего барокко копировала приемы ренессанса, усиливая декоративную функцию, однако стали появляться и новые формы столов, прямоугольные или многоугольные, которые уходили от конструктивной целесообразности в сторону гипертрофированной скульптурности. Например, стол из музея в Ганновере (Германия) на двух вертикальных, причудливо изогнутых опорах, соединенных Х-образной проножкой, на которой установлена ваза, и богатой, декоративной царгой, спускающейся к вазе гирляндой.

\"СтолЕсли схемы столов принципиально не новы, то значительно большие изменения претерпели кровати. В раннем барокко еще остались балдахины на четырех опорах, выполненных как перевитые колонны, кариатиды и т. п. Позже исчезли опоры. Поддерживающие его колонки и балдахин крепились консольно к головной спинке кровати, тем самым спальное место уже не отделялось от пространства комнаты. А в позднем барокко начинают встречаться кровати без балдахинов.

Искусство мебели в Италии XVII в. двойственно: безудержная пышность барокко, его иррационалистичность переплетались с элементами логики ренессанса. В ряде случаев (особенно на севере страны) создавались предметы, пышное и богатое убранство которых оказывалось зачастую маскарадным нарядом на тектонической конструкции. Особо следует отметить, что мастера XVII в. сделали шаги к совершенствованию функциональных качеств мебели, развили новые полезные ее виды и типы, например кабинеты-секретеры и зеркала.