схема проезда

Каталог товаров
Стойки, банковская мебель
Офисная мебель
Мебель из массива
Мягкая мебель
Шторы


Разработка дизайна интерьера - фотогалерея
Ремонт мебели и реставрация
Пошив штор, покрывал, скатертей
Отправить заявку


Контакты
 



info@mego-design.ru

схема проезда





Главная » Новости » Функционализм в дизайне мебели

Функционализм в дизайне мебели

Предметная среда человека, в частности мебель, привлекали и привлекают внимание дизайнеров всего мира. Основная отличительная черта «хорошего» дизайна — максимально рациональная и одновременно гармоничная связь эстетики формы предмета и его функционального предназначения, попросту — удобства в использовании.

Начало прошлого столетия ознаменовалось бурным развитием стилевых направлений не только в изобразительном искусстве, но и в дизайне. Ар нуво, конструктивизм, функционализм ярко проявили себя в области архитектуры и искусстве бытовой вещи. Особенно долговечным оказался функционализм, плавно переросший в интернациональный стиль, распространившийся широко и повсеместно на весь предметный мир — мебель, одежду, книжную графику, сценографию и пр. Он заложил теоретическую и практическую базу дизайна. Отчасти художественной предтечей современного движения послужил сформировавшейся в начале XX в. футуризм и конструктивизм. От футуризма функционализм позаимствовал его демонстративное отрицание творческого наследия, а от конструктивизма — культ обобщенных абстрактных геометрических форм. Функционализм, как направление в зарубежном зодчестве XX в., основан на утверждении первичности функции (утилитарно-практическое назначение) объекта архитектуры по отношению к его форме.

Выдвинутая Салливеном формула «форму определяет функция» в середине 1920-х гг. была подхвачена западно-европейскими архитекторами, сторонниками рационализма. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались и пропагандировались Ле Корбюзье во Франции, и, наиболее последовательно, — архитекторами, связанными с «Баухаузом» в Германии (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, X. Мейер и др.).

Многое, созданное великим архитектором Шарлем Эдуардом Жаннере (1887-1965), известным под псевдонимом Ле Корбюзье, сегодня является классикой дизайна. За десятилетие, прошедшее с 1922 по 1932 г., Ле Корбюзье построил 26 зданий, в которых воплощены идеи функционализма: бетон, большие ленточные окна, подвижные перегородки внутри помещений — от облика традиционного жилища не осталось и следа. Выдвинутая им концепция дома как «машина для жилья», включала и функциональную мебель. Для Ле Корбюзье мебель по своей идеологии подобна ортопедии — она должна расширять функциональные возможности человека. Мебель имела колоссальное влияние на дизайн: стилистическая элегантность в соединении с изысканностью обусловили ее бессмертие. Ле Корбюзье предложил стальную мебель, секционные шкафы-емкости, первыми показанные в павильоне «Эспри Нуво». Его столы — это прозрачные прямоугольные столешницы на стальных блестящих ножках с узкими вершинными и широкими плоскими основаниями. Ле Корбюзье спроектировал два типа кресел. Одно из них — так называемое «кресло с подвижной спинкой». Его каркас состоит из стальных полированных или никелированных трубок. Кожаная спинка может принимать различные положения, подлокотники — кожаные ленты, свободно вращающиеся вокруг концов двух стоек. Второй тип — «комфортабельное кресло». В этом случае внутри каркаса из хромированных или полированных стальных трубок лежат ничем не закрепленные большие и мягкие кожаные подушки. Создается контраст между огромными подушками и очень легкой на вид опорой, создавая впечатление того, что достигнут максимум комфорта притом, что затрачено минимум материала и труда. Между 1928 и 1929 гг. он создал три варианта своего знаменитого кресла. Все они были заказаны фирмой «Тонет» и использовались в обстановке вилл, где в интерьерах прослеживались чистые линии, открытое пространство планов, ленточные окна, что соответствовало эргономическому дизайну кресел.

\"ШезлонгОдним из самых известных предложений Ле Корбюзье в области мебельного дизайна стал шезлонг с регулируемой высотой спинки. Устойчивость конструкции (независимо от наклона) обеспечивалась силой сцепления резиновых трубок, надетых на перекладины опоры. В изгибе «рабочей» поверхности, натянутой на металлическую раму, учтены параметры лежащей или полулежащей человеческой фигуры. Обивка шла из меха пони.

В работах Ле Корбюзье 1920-х гг. можно увидеть все детали современного интерьера: скрытое освещение, специально спроектированные полки и шкафы, мебель из хромированных трубок.

«Машину-сиденье» спроектировал в 1908 г. пионер функционального дизайна Йозеф \"ОртопедическоеХоффман. Он использовал сочетание медицинской науки «Ортопедия» и точной науки «Сопротивление материалов», считая, что правильная мебель помогает отдохнуть, расслабиться и снять нагрузки, а плохая, наоборот, усиливает нагрузки, и вместо отдыха мы получаем проблемы с позвоночником, суставами и мышцами. «Зитцмашину» И. Хоффман создал для своего друга — инвалида, который не мог двигаться из-за травмы позвоночника. Корпус кресла выполнен из эбенового дерева без какой-либо обивки, с фиксированной в нескольких положениях спинкой. Сиденье раскладывалось, превращая конструкцию в шезлонг. Подушки со специальной набивкой были продуманы эргономически, что позволяло проводить в кресле много часов без нарушения кровообращения.

Идеи полезности, красоты и простоты в дизайне базировались на использовании новых индустриальных материалов — стекла, стали, гнуто-клееной фанеры — и абсолютно новыми методами, обнажая внутреннюю структуру предмета и ставя во главу угла функциональность и практичность.

 В творчестве архитектора и дизайнера Марселя Брейера гениальным произведением стало кресло «Василий», названное в честь русского художника-абстракциониста Василия Кандинского. В этой модели принципы работы с гнутым деревом дизайнер перенес на стальные трубы. Первая модель заложила основные характеристики для всех последующих изделий. Первоначально полосы текстиля, натянутые на раму, перекрещивались, впоследствии все они стали линейными и взаимно стабилизировали друг друга. Кресло легко демонтировалось, складировалось. Несколько экземпляров могло быть упаковано в одну коробку. В конце 60-х гг. это кресло было воспроизведено в новых версиях компаниями «Кассина» и «Тонет».

«Формы ради формы не существует; форма — не цель работы, а исключительно лишь ее результат», — говорил немецкий архитектор и дизайнер Людвиг Мис ван дер Роэ, один из основоположников интернационального стиля. Его постройки отличают эстетическая целостность, отточенность геометрической формы и одновременно рациональность среды, дополняющая проектируемой им мебели. На выставке 1927 г. в Штутгарте он показал консольный стул на стальных трубах и стол со стеклянной столешницей на стальной раме. Основу стула, известного как стул «MR», образует пространственно развернутый линейный элемент и табурет с плетеным сиденьем. Эта модель навсегда осталась эталоном чистоты стиля современного дизайна. \"МебельДля выставки в Барселоне он спроектировал мебельный ансамбль, в котором особенно выделялся металлический стул «Барселона», ставший известным произведением дизайна. Главное качество произведений Миса — художественность, одухотворяющая технику, которая сохраняет непреходящую ценность и в настоящее время. Металлическая мебель по образцам, созданным им в конце 20-х и в 30-е гг., пользуется неизменной популярностью и до сих пор производится в США и Европе.

Один из корифеев современного японского дизайна Сори Янаги, увлекающийся идеями функционализма и соединяющий их с традициями японского дизайна, создал стул «Баттерфляй — самое известное свое творение. Своим очертанием стул напоминает крылья бабочки — прекрасных пропорций и потрясающего по простоте решения. Японский дизайн сегодня — это простые формы, тяготеющие к имитации естественных образцов, более дорогие по исполнению и максимально функциональные. Тяга к натуральному вполне понятна: чем более техногенной делается среда, тем больше хочется всего природного и экологичного.

В наши дни функционализм с использованием новоизобретенных материалов и технологий проявляется в мебели простых форм с гладкими покрытиями, минимальным моделированием поверхностей, без избыточной декоративности с обширными незаполненными пространствами и воплощается в современных стилевых направлениях таких как минимализм, хай-тек.

 

Студия дизайна интерьера Мего-Дизайн